Художественная литература, как вид искусства, выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного младшего школьного возраста. Согласно ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен быть знаком с произведениями детской литературы, обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям, иметь развитое воображение, хорошую устную речь. Чтение художественной литературы непосредственно интегрировано в образовательную область "Речевое развитие" детей дошкольного возраста, которое включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. Чтение художественной литературы в дошкольном образовании призвано воспитать в ребёнке читателя.
Основной формой работы с детьми 6-8 лет для них является – игра. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.
В помощь педагогам Ф.Фрёбель придумал свои ныне всем хорошо известные "дары" - дидактические материалы для детей 6-8 лет. И я решила воспользоваться дарами Ф.Фрёбель.
В своей работе я использую игровой набор "Сказочный мир" в сочетании с дидактическими материалами на основе "даров" Фрёбеля. Целью данного пособия является формирование предпосылок для развития понимания и восприятия художественной литературы. Данная цель достигается через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира
• развитие литературной речи
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Сказка "Заюшкина избушка". Перед началом игры – драматизации мы с детьми читаем сказку и обсуждаем её сюжет, рассматриваем иллюстрации. Затем распределяем роли. Дети поочерёдно могут меняться ролями, каждый ребёнок пробует себя в разном качестве. У детей развивается артистизм, воображение, память, внимание, умение общаться и договариваться между собой. Затем мы создаём декорации к сказочному сюжету. У детей формируется умение самостоятельно подобрать необходимые декорации к данной сказке.
Можно предложить детям сконструировать Домик, используя деревянные элементы набора. А также можно дополнить композицию другими элементами из пособий Фрёбеля: кубиками, кольцами и другими геометрическими фигурами.
В процессе создания (постройки) декораций к сказочному сюжету у детей развиваются пространственное мышление, навыки конструирования, тонкая ручная моторика, художественный вкус и фантазия.
После того, как мы приготовили декорации к сказочному сюжету, мы приступаем к нашей сказке. В зависимости от поставленных задач, игра – драматизация может быть заранее четко спланирована, а может допускать импровизацию детей по ходу игры.
Самое главное, чтобы детям было интересно играть, а в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой. Коллективно разыгрывая сказочный сюжет, дети не только лучше запоминают и усваивают содержание сказки, но и учатся взаимодействовать со сверстниками, связно излагать свои мысли.
По завершении игры – драматизации мы обсуждаем с детьми какая роль удалась лучше всего, какая больше понравилась, какую роль играть было трудно. Обсуждаем финал сказки, а так же дети могут придумать и проиграть свой вариант её окончания. По завершении игрового процесса необходимо поблагодарить всех участников: актёров – за игру, зрителей – за внимание.
Итак, проведение игр – драматизаций с использованием игровых наборов Фрёбеля в способствует формированию зрительской культуры, развивают игровую, театральную деятельность детей, учит их взаимодействовать друг с другом